<<вернуться в расписание

Древнегреческая мифология

Вводная.

Ах, как бы студентке Стройненко хотелось перенести всех слушателей в Древнюю Грецию, чтобы они всё увидели своими глазами! Но отучившись всего год, она этому еще не научилась, и слушателям предстояло слушать лекции в кабинете, сидя на подушках и пуфиках, или лежа на ковриках. Все по старинке - на доску вешались картинки, сменяя друг друга, голос звучал в конце кабинета совсем тихо, на полках пылились растения, а за окном происходили всякие интересности. Впрочем, слушатели не отвлекались на них, так как обычно лекции по древнегреческой мифологии проходили занятно и в имеющей место болтовне.
- Добрый день! Я рада видеть вас на моем занятии. Вы должны знать, что вас здесь ожидает. Курс состоит из десяти лекций и десяти внеаудиторных занятий. Именно занятий - на выполнение домашних заданий у вас уйдет не меньше времени чем на прослушивание лекции. Каждая лекция состоит из практической и теоретической части. Первая - вводная, дальше изучаем непосредственно мифы.
Посмотрим,что вы знаете о мифах?
- Это что-то типа сказки?
- Или легенда.
- Так объясняли непонятное.
- Их сочиняли люди.
- Они появились в Древней Греции.
- В принципе, вы почти все правы. Мифы действительно составлялись народом, так что это народное творчество. Кто-то придумал, пересказал другому. Этот другой приукрасил, и пошло по кругу. Действительно, с помощью мифов люди в древности силились объяснить все, что происходит вокруг нас: погоду, удачу на охоте, урожайность, исход войны, и даже смерть. Последняя занимает особое место в любой мифологии. Лопухоиды все еще строят догадки, создают все больше мифов о загробной жизни. А вот где и как появились мифы впервые, сказать невозможно. Возможно, в Месопотамии, или в Египте. Может, в Китае или Индии. Даже заклинания возвращения времени вспять не помогут найти корни. Считается, как только появилась устная речь, появились и мифы. Древней Греции тогда еще не было. Однако именно древнегреческая и древнеримская мифология изучена наиболее тщательно - это правда. И перед нами стоит задача ознакомится с мифами Древней Греции, найти общее, отличное, и получить урок из каждого прочитанного и изученного мифа.
Древнегреческая мифология очень тесно связана с религиозными верованиями греков. Поэтому мы будем также изучать разных сверхсуществ - богов, титанов, гекатонхейров, полубогов, духов, и даже необычных зверей. На территории Греции есть гора Олимп. Вероятно, вы уже слышали о ней. Даже в лопухоидном мире сохранились Олимпийские игры, которые изначально проводились во имя богов и богинь в древнегреческом городе Олимпии. И даже в мифологии этот топоним нашел свое место. История мифологии делится на две большие группы:
1) Доолимпийский период;
2) Олимпийский период:
а) ранняя классика;
б) поздний героизм.
И все мифы этих трех групп имеют общие и отличные черты.
Именно их мы будем искать и вычленять на следующих уроках. Начнем с доолимпийского периода на следующем занятии. А сейчас практика, совмещенная с домашним заданием.
Перед вами карта Древней Греции.


Здесь очень много городов. О некоторых вы услышите на лекциях, некоторые прочитаете в мифах, а о некоторых уже знаете. Эту карту датируют 27 веком до н.э., но составитель - известный жулик с Лысой горы. Предположим, что это 20 век до н.э. Я предлагаю вам написать, что вам известно об указанных городах. За каждый город (от двух развернутых адекватных предложений) - один балл.
Задание для тех, кто не знает ничего еще о городах Греции, и узнавать не желает, я подготовила несколько вопросов:
1) найдите и напишите, в чем разница между сказкой, легендой и мифом (2 б.);
2) что пытались объяснить люди с помощью мифов? (1 б.);
3) что нам, магам, известно о загробной жизни (личное мнение)? (3 б.);
4) когда и где появились мифы? (1 б.)
Как обычно, максимальный балл за домашку - 10 баллов. Успехов!