<<вернуться в расписание

Древнегреческая мифология

Доолимпийский период. Фетиш.

Слушатели лекции по мифологии наблюдают перед собой непонятную картину – преподаватель окружен разными деревяшками, мечами, кувшинами, вазами с цветами, и даже лопухоидными ноутбуками и телефонами. Фигура в центре выглядит нелепо, напоминая скорее некоего бездомного со своим скарбом. Впрочем, оглядите полки своих комнат – мало ли там ненужных мелочей, при виде которых мы улыбаемся своим воспоминаниям?
- Проходите, милые, устраивайтесь поудобнее. Сегодня мы продолжим говорить об истоках мифов, и начнем очерчивать мифологию доолимпийского периода.
- А эти предметы тоже оттуда? – донеслось саркастичное замечание из зала.
- Ты правда думаешь, что в Древней Греции были ноутбуки? Эти предметы станут вашим домашним заданием. Не торопись. А теперь приступим.
Нам уже известно, что миф отражает качество жизни человека (страшно жить – страшные мифы; жить приятно – и мифы поярче). Но также в мифологии можно проследить и уровень развития мышления человека, народа. Исходя из этого, систему мифов следует изучать не как что-то монолитное, созданное раз и навсегда, а как постоянно развивающееся и подвижное мышление древних людей. Что вам известно о родово-общинном строе?
- Ну, это когда люди живут небольшими группами, человек по 15.
- И когда все друг другу родня. Ну, по крайней мере со временем.
- А как они размножаются тогда?
- Вопросы такого характера прошу исследовать дома. В целом вы правы. Так вот. В древности люди жили общинами, родами. Такой строй для них был доступен и понятен. Поэтому и природа: земля, небо, моря, подземный мир - представлялась как огромная родовая община, в которой все состоят в родственных отношениях. Как вы думаете, кто был большой мамочкой? Точнее что?
- Вода?
- Земля?
Именно. Земля (греч. chthon) для человека была живая, всё порождающая, в т.ч. и порождающая небо. Как женщина в роду – кормилица, мать, так и земля – источник всего мира, богов, демонов. Такой строй в жизни называют матриархатом, а мифологию подобного рода хтонической. Всё, окружающее человека, считалось единым живым телом. И, откровенно говоря, в этой мысли гораздо больше смысла и истины, чем в современном раздробленном восприятии сущего. При этом первые мифы были порождены страхом, иллюзией хаоса, опасностью остаться голодным или растерзанным, поэтому они и сами ужасны, а боги – уродливы.

Фетишизм


И каков же ваш фетиш? Чулки? Татуировки? Ямочки на щеках? В современном понимании - предмет восхищения и безусловной симпатии. Откуда появилось данное выражение? Шагнем на тысячи лет назад.
Вот древние греки живут за счет собирательства. Все, что их окружает – вполне материально. При этом человек осознает себя частью природы, и так как он сам имеет душу, то одушевляет всё материальное вокруг. Так вот фетиш – это и есть одновременно одушевленный, и при этом совершенно материальный предмет. Вот кто-то из вас разговаривает с игрушкой, пока никто не видит? Если вы ее не заколдовали перед этим, то она стала вашим фетишем. По крайней мере, если вы потом умоляете ее не разболтать ваши тайны, то есть глубоко верите в наличие души, разума и силы у этой игрушки.
На острове Делос чтили богиню Латону (Лето). Её душа жила в… полене. И это полено почитали, к нему женщины обращались за помощью в разрешении родов, обретении материнского счастья.
Таких камней, поленьев, досок, обрубков, брусков было бессчетное множество, и перечислять их не имеет для вас смысла. Однако богов отождествляли и с живыми созданиями и их частями. В литературе находим: Диониса называли Плющом, Афину – Змеей, Геру волоокой, а Зевса воспринимали как быка. Так что, когда в следующий раз вас назовут Змеей, подумайте, может, мышление обидчика осталось на уровне древнего грека, и он сделал вам комплимент?
Тело человека также являлось фетишем (сосудом, вместилищем) души. С кровью душа покидала тело. А глаза – океан души, да?..

Домашнее задание ожидаю объемом не менее одного пергамента.
1. Найдите, что означает «миф» в переводе с греческого. (1 б.)
2. С каким животным ассоциировали Геру? Подтвердите цитатой из текста лекции. (1 б.)
3. Осмотритесь. Есть ли фетиши вокруг вас? Объясните свой ответ. (2 б.)
4.

«...Тяжел был
Крепкий, огромный сей ясень;
его никто из ахеян
Двигать не мог, и один
Ахиллес легко потрясал им,
Ясенем сим пелионским,
который отцу его Хирон
Ссек с высоты Пелиона,
на гибель враждебным героям».


О каком предмете идет речь в этом отрывке? Назовите автора. 333 год является достоверным подтверждением того, что этот предмет воспринимался как фетиш. Узнайте, о ком, и о каком событии речь. (3 б.)
5. Порассуждайте, является ли ваза с цветами фетишем для древнего грека, опираясь на признаки фетишей в лекции. (3 б.)