<<вернуться в расписание

Древнегреческая мифология

Доолимпийский период. Анимизм.

В кабинете, который временно занимала Дана, все было на удивление обычно и непримечательно. "чтобы было пространство для воображения" - так аргументировала эту пустоту сама Дана. Тем временем слушатели ее лекций находили это весьма старомодным и неуютным. Но их мнение остается только мнением. А в кабинете сейчас проходит третья лекция по Мифологии Древней Греции. Добро пожаловать!
Начинается новый этап в развитии человека. Древние греки переходят от собирательства к производству. Человек начинает интересоваться вопросами их состава производимых предметов, их смысла и принципов их строения. Он начинает осознавать, что там, внутри, не сидит бог или демон. Важный шаг – отделить идею фетиша от вещи. Напомните мне, пожалуйста, что значит "фетиш" в понимании древнего человека?
- Одушевленный материальный предмет.
- Люди верили, что у него есть душа и силы изменить что-то.
- Отлично. Осознание происходило постепенно. Сперва считали, что, срубив дерево, грек умерщвляет дриаду, духа этого дерева. Со временем приходит понимание того, что демон отделяется от предмета. В нашем случае, дриада остается жива после вырубки дерева. Ну а если демон может жить отдельно от фетиша, почему бы не собрать всех одинаковых демонов воедино? Так получается обобщенный образ. Система мифов, где есть один образ, являющийся родителем материальных предметов, называется анимизмом.
- Я не понимаю: образ, являющийся родителем. Как это?
- Возьмем, к примеру, речку. Если в период фетишизма, у каждой речи был свой божок, то теперь есть единый Океан, которого представляют как самую быструю, самую глубокую, самую широкую реку вселенского масштаба, и при этом каждая маленькая речушка появилась благодаря нему. Как видите, это всё еще речка, а не гипсовый идеализированный человек с именем Океан, однако разница ощутима, не правда ли?
Ах, да. Так как древние люди стали внимательнее изучать окружение, появилось четкое разграничение между демонами и богами. Из материальных стихий (воды, земли, огня, воздуха) состояли демоны. Боги же состояли из более тонкой материи – эфира.
Наступила пауза. Преподаватель взяла в руки горку небольших свитков, шепнула заклинание, и несколько зеленых искр подхватили легкие клочки пергамента. Вскоре перед каждым слушателем лежали одинаковые пергаменты.
- Ознакомьтесь с текстом одного мифа, и ответьте на вопрос: к какой системе мифов можно его отнести – фетишизму или анимизму.

Изображение


- Итак, ваше мнение?
- Фетишизм. Ведь душа привязана к полену.
- А я думаю, что анимизм. Она же не живет в этом полене – человек то ходит отдельно.
- Но душа же не прародительница всего. А только касается этого Мелеагра. Так что фетишизм.
- Хм… Сложно.
- Ваши мысли имеют право на существование. Но отталкиваться мы будем от того, что в горящем полене заключена магическая сила, являющаяся причиной всей жизни данного человека. И эта сила является родителем души. И верно было подмечено, что не полено одухотворено, не оно мыслит и действует, а все же человек. Переходим к следующему вопросу: анимистические демоны.
Демоны, состоящие из стихий, символизующие силы земли. Это чудовища, страшилища. Вспомним наших титанов, циклопов, сторуких гекатонхейров, кентавров, стоглавого Тифона, эринний – окровавленные старухи с собачьими головами и змеяли в волосах, Орфа, Кербера (Цербера), Лернейскую Гидру, химер, сфинксов, Немейского льва, сирен. Многие из этих существ являют собой сочетание человека с животными. По вашему мнению, о чем это нам говорит?
- Люди хотели силы этих животных?
- Или ими хотели объяснить какие-то события.
- И льву, например, приписывали человеческий разум и мотивы.
- Как оно было на самом деле, сложно сказать. Но еще один вывод можно сделать точно: человек не отделяет себя от природы. Кстати, образ Медузы Горгоны тоже появился в этот период. И вместе с Ехидной, гидрой, Химерой позже они слились в образ Матери Богов. Как не бывает резкой смены мышления, как то «Сейчас мне еще три года, я могу капризничать, а через 10 минут – 4, и вот я послушный мальчик», так не бывает и резкого перехода к новой системе мировоззрения.
Далее анимизм приобретает направление очеловечивания. Образы богов идеализируют, их представляют в лице людей. Греки точно знали, какого цвета волосы у Афродиты, и какой длинны борода у Зевса. Очеловечивание называют антропоморфизмом. Тем не менее, черты старых божеств остаются: у мудрой Афины постоянный спутник – змея, а у Геры глаза похожи на коровьи.

Ваше задание домой:
1. Узнайте об амазонках, отнесите их строй к матриархальному или патриархальному; перескажите кратко миф об Ахилле и Пантисилее. Можно ли его отнести к матриархальным временам? К анимизму? Почему? Миф есть здесь: http://rushist.com/index.php/mifologiya/1756-pentesileya (7 б.)
2. Нарисуйте любого из демонов, перечисленных в лекции, прикрепите рисунок к домашней работе. (3 б.)